Благородный защитник правосудия, нетерпимый к нарушителям клятв, Тюр выступает в роли законоговорителя на тинге Асов и является покровителем военного дела, доблести и чести, хранителем права, обычая и закона. Покровительство бога войны приводит к победе того, кто уверен в чистоте своих намерений и правомерности действий. Он помогает людям сохранять честь и достоинство даже в самых сложных ситуациях.
Древние скандинавы обращались к нему для решения тяжб и споров, а также для защиты несправедливо обиженных. Именно он вершил суд богов в священном круге поединка, причём победу мог даровать объективно более слабому противнику, если за ним была правда общественного мнения. Воины, выступая в поход, приносили обильные жертвы Богу Битвы, чтобы тот даровал им победу и богатую добычу, которая принесёт честь и добрую славу всему роду.
“Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умён, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее”.
(“Видение Гюльви”, Младшая Эдда)
Кеннинги Тюра, как следует из Младшей Эдды, таковы: “Однорукий Ас”, “Вскормивший Волка”, “Бог Битвы”.

Кто такой бог Тюр?

Тюр (Тир, Тив, Тиу, Týr, также Ziu) — это бог справедливой войны, чести, закона и порядка в германо-скандинавской мифологии. Он является божеством из народа Асов, что в полной мере отражает его характер и принципы.
Тюр — одно из древнейших германских божеств. Его имя (Týr) означает просто “бог” и родственно древнеанглийскому Тиу (Tiw), древневерхненемецкому Зиу (Ziu), средненемецкому Туисто (Tuisto) и протоиндоевропейскому Тейваз (Teiwaz). Такое же название носит руна, посвященная этому богу.

Происхождение имени

Этимологию этих имён исследователи относят к реконструированному имени общеиндоевропейского верховного бога, владыки небес (*Dyeus). От этого же корня происходят греческое Ζεύς (Зевс), санскритские Дьяус, Дэва, латинское слово Deus (“бог”). Предполагается, что Тюр когда-то был богом неба и верховным божеством германского пантеона, но впоследствии оказался вытеснен фигурой Одина.
Именем Тюра в германских языках назван вторник — в шведском Tisdag, в норвежском Tirsdag, в немецком Dienstag, в английском Tuesday.
О происхождении Благороднейшего из Асов нет единой версии. В “Песне о Хюмире” (Старшая Эдда) он назван отпрыском йотунов, Хюмира и Хрод. В более поздних текстах Младшей Эдды его уже называют сыном Одина и сестры великана Хюмира (Гимира). Рейвен Кальдера в “Книге йотунов” ссылается на мнение, что две эти версии не исключают друг друга: покинув родного отца, сын йотунов вполне мог стать приёмным сыном Одина.
Определённых сведений о жене и детях Бога Битвы до нас не дошло. Но в распространённой мифологеме, встречающейся у большинства народов, супругой верховного божества Неба обычно выступает хтоническое божество Матери-Земли. Некоторые исследователи считают, что в скандинавской мифологии это великанша, известная под именем Ангрбода. На это же вскользь указывает “Перебранка Локи”, где тот во время взаимных упрёков, касающихся Фенрира, заявляет:
“От меня родила
жена твоя сына;
за бесчестье с тобой
я не расчёлся —
стерпел ты, презренный!”
(“Перебранка Локи”, Старшая Эдда)

Родословная Тюра

Мифология Тюра

Для древнего скандинава честь была обусловлена доброй славой, принадлежащей всему роду, который нёс коллективную ответственность за каждого из своих членов. Решать, прав человек или нет, могло только общество. Такие решения принимались на воинском тинге или в собрании бондов. Всё, что было освящено общим договором, становилось обязательным для выполнения. Поступки же, о которых не знали другие люди, не попадали в поле зрения божества.
Таким образом, закон, который поддерживает и защищает Благороднейший из Асов, — это не личная мораль или совесть, и даже не официальный закон, если он противоречит нормам реального социума. Прежде всего это живые и действующие обычаи, принятые в обществе, в котором живёт человек.
Именно из такого понимания чести и следует рассматривать немногочисленные мифы о Тюре. Все они повествуют о верности бога общему делу, его непоколебимом мужестве и стойкости. Он — тот, кто всегда добровольно вызывается исполнять решения тинга Асов, невзирая на личные привязанности и желания.
Тюр — бог чести, закона и порядка. В его ведении находится всё, что отличает человека от животного, социум — от дикой природы. Но стоит помнить, что представления о чести в раннем человеческом обществе сильно отличались от современных.
“Живёт на восток
от реки Эливагар
Хюмир премудрый
у края небес,
хранит мой отец
огромный котёл,
котлище великий
с версту глубиной”.
(“Песнь о Хюмире”, Старшая Эдда)
Но основной миф о Тюре — это рассказ о пленении Фенрира, сына Локи и Ангрбоды. Известно, что когда волчонка Фенрира привезли в Асгард, никто из богов не пожелал иметь с ним дела, так что заботиться о нём вызвался только бесстрашный и ответственный бог чести. Именно поэтому один из его кеннингов — “Вскормивший Волка”.
Так, в “Песне о Хюмире” рассказывается, как Тюр помог Тору похитить у собственного отца, великана Хюмира, пивной котёл, чтобы всем Асам хватило пива на пиру у Эгира. В этой истории видно, как долг перед обществом, которому он присягнул на верность, становится для бога чести превыше родственных связей.
Указано, какая судьба ожидает Тюра в Рагнарёк: он сойдётся в битве с ужасным псом Гармом, и оба погибнут, поразив друг друга. Как можно заметить, здесь прослеживается параллель с мифом о Фенрире. Многие исследователи считают Гарма двойником Фенрира. Так или иначе, Гарм — это зверь, прирученный и посаженный на цепь, чтобы охранять миропорядок. Но конец времён ознаменован тем, что страж порядка сорвется с цепи, и потребуется вся мощь божественного и человеческого закона, чтобы не дать ему уничтожить мир.
“Тут вырывается на свободу пёс Гарм, привязанный в пещере Гнипахеллир. Нет его опасней. Он вступает в бой с Тюром, и они поражают друг друга насмерть”.
(“О Гибели Богов”, Младшая Эдда)
Когда же Фенрир вырос, Асы решили надеть на зверя волшебную цепь Глейпнир, которая могла сдержать его дикую, необузданную силу. Чтобы успокоить Фенрира и позволить заключить его в оковы, Тюр вызвался положить правую руку в пасть волка в качестве залога. Пленённый Фенрир в ярости откусил руку бывшему другу. Эта потеря стала свидетельством верности Вскормившего Волка принципам чести и готовности пожертвовать личными интересами во имя общего решения.
Как известно из текста Младшей Эдды, Бог Битвы отдал свою правую руку в обмен на заточение Волка Фенрира, угрожающего в будущем разрушить Асгард и весь мир. С тех пор его называют Одноруким Асом.
И в то же время, лишив бога правой руки, — руки, в которой держат меч, атрибут воинской силы, способной отстоять право и справедливость, — Фенрир сам становится его правой рукой. Закон жестоко карает преступивших его, и всю ярость Великого Волка хранитель правосудия направляет на нарушителей освящённого общественным договором порядка.
Но Тюр и Фенрир связаны больше, чем может показаться на первый взгляд: они амбивалентны. По известной мифологеме, распространённой среди древних народов, если съесть сердце врага, можно перенять его силу и могущество. Таким образом, тот, кто поглощает, приобретает свойства того, кого поглотил, и наоборот. Можно сказать, что на самом деле Великого Волка пленяет не цепь, составленная из элементов того, чего не существует в мире, — его связывает правая рука Тюра, атрибут божественного закона. Звериное начало Фенрира, необузданную силу хаоса и хтоническую ярость смиряет закон и порядок, традиции, установленные обществом для защиты и безопасности его членов. Только сила социальных норм и правил удерживает человека от дикости первобытных инстинктов, способных разрушить социум.
О символике и атрибутах божества из сохранившихся текстов известно немногое, но можно перечислить основные.

Символы Тюра

Правая рука

Тут стоит отметить, что специфика Тюра, в отличие от других богов войны германо-скандинавского пантеона, заключается в покровительстве военному делу как системе. В поле внимания Бога Битвы находятся не столько фактические сражения и посмертная слава, которыми заведуют Тор и Один, сколько само явление войны как процесса, который должен увенчаться справедливой победой. Тюр — бог-полководец, в ведении которого устройство военного социума, стратегия, распределение ресурсов и справедливый раздел добычи. В современности он остаётся покровителем профессиональных военных и служителей закона.
По одной из версий, копье Одина Гунгнир, которое всегда возвращалось к своему хозяину, тоже раньше принадлежало Однорукому Асу.
Символом божества войны является меч. В подавляющем большинстве древних культур это единственное оружие, которое использовалось только против людей, священный атрибут профессионального воина. Меч символизировал власть и закон и служил для защиты права и чести.

Меч Бога Битвы

Руны победы,
коль ты к ней стремишься, —
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
(“Речи Сигрдривы”, Старшая Эдда)
Благороднейшему из Асов посвящена руна Тейваз, первая руна третьего атта Старшего Футарка. Само её начертание напоминает наконечник копья или стрелы, точно направленной к цели. В древности воины рисовали эту руну на щитах и рукоятях мечей, чертили перед битвой, дабы укрепить свои волю и решимость. Валькирия Сигрдрива называет Тейваз руной Победы.
В рунической магии Тейваз задает цель, определяет вектор движения и помогает на пути к ней. Эта руна укрепляет волю человека, развивает умение управлять собой и другими, а также дарует победу над хаосом беззакония и необузданными животными инстинктами.
Освоить таинственную магию рун, узнать больше о мировоззрении древнего язычника, ближе познакомиться с богами Северной Традиции и даже получить их покровительство можно на курсе Рунической Магии проекта Silver MA.

Руна Тейваз

Легенды, связанные с Тюром

Дары бога чести и закона своим последователям

В Старшей “Поэтической” Эдде (Sæmundar Edda) Однорукий Ас появляется или упоминается в поэмах “Песнь о Хюмире” (Hymiskviða), “Перебранка Локи” (Lokasenna), Речи Сигрдривы (Sigrdrífumál).
В Младшей “Прозаической” Эдде (Snorra Edda) Бог Битвы впервые упоминается в перечне богов в “Видении Гюльви” (Gylfaginning). Легенда о Фенрире рассказана там же, в главе “О детях Локи и связывании Фенрира-волка”, а о сражении с Гармом повествуется в главе “О гибели Богов”.
В современном мире влияние принципов Бога Битвы на жизнь человека вновь стремительно возрастает. Это является следствием двух современных тенденций:
  1. Повышения значимости личной репутации и кредита доверия к имени в деловой и профессиональной среде;
  2. Усиления позиции социальной открытости за счет развития социальных сетей, в которые неизбежно попадают подробности личной жизни каждого человека.
Как и в родовой общине древнего скандинава, социум становится все более прозрачным. Общественное мнение, выраженное через соцсети и СМИ, приобретает решающее значение для чести и репутации человека, бренда или компании. Вотчиной Тюра сегодня становятся экономические войны, бизнес-конкуренция, деловая этика крупных корпораций, а вопросы чести и справедливости в этой сфере регулирует деловой обычай.
  • О торжестве справедливости и правосудия;
  • Об исполнении клятв и договоров;
  • О придании сил, укреплении духа и решимости в достижении своих целей;
  • О помощи в поиске заработка, славы, социальном продвижении, карьерном росте, экономическом благополучии;
  • О победе над конкурентами;
  • О защите от неправомерных обвинений и нечистоплотности служителей закона.
Важно помнить, что Благороднейший из Асов поддержит вас лишь в том случае, если вы твердо уверены в своей правоте и готовы идти до конца. Но если ваши действия идут вразрез с нормами делового обычая, принятым в среде, в которой вы работаете, или не находят поддержки среди друзей и единомышленников, то хранитель закона вряд ли примет вашу сторону.
Современный последователь может обратиться к божеству с просьбами:

Ритуалы для бога Тюра

В отличие от древнего скандинава, современный неоязычник может обращаться к божеству напрямую, без участия жрецов или общины. Для этого достаточно устроить домашний алтарь — временный или постоянный, в зависимости от степени вашего контакта с божеством.
Если вы не знаете, как это сделать, рекомендуем обратиться к курсу Silver MA Работа с Алтарем, на котором вы узнаете принципы создания алтаря для любого из божеств, к которому решите обратиться. Имейте в виду, что для Тюра особенно важно строгое следование канонам и правилам.
На алтаре, посвященном Богу Битвы, должно быть изображение божества в виде рисунка или статуэтки. Предпочтительные цвета для оформления алтаря: багряный, красный и серо-стальной.
Атрибуты божества, которые могут быть на алтаре:
  • Круг как символ тинга или судебного поединка;
  • Символы закона и юридического права (например, конституция или сборник кодексов);
  • Знаки заключения договоров (например, печать, подпись на контракте или узел, символизирующий узы клятв).
В дар божеству уместно преподносить:
  • Пиво, мед и крепкие напитки;
  • Красное мясо;
  • Хлеб;
  • Оружие или его символические изображения;
  • Золото — как символ добычи, полученной в результате реализации своего права.
Ритуал славления Тюра — бога битвы, чести и справедливости:
  • Установите изображение в специально подготовленном месте (на столе, тумбочке или подоконнике).
  • Зажгите свечу красного, белого или металлического цвета.
  • Обратитесь к богу, прославляя его. Текст славления можно произносить на родном языке в свободной форме.
  • Преподнесите заранее приготовленные дары.
  • Выскажите свою просьбу или обратитесь за советом.
  • Проведите некоторое время в зоне ритуала, созерцая изображение Тюра. Прислушайтесь к себе, чтобы услышать ответ бога внутри себя.
  • Поблагодарите божество и потушите свечу.
При любом обращении к Благороднейшему из Асов важно помнить, что он не прощает неуважения к себе или несоблюдения клятв и договоров. Обращайтесь к суровому божеству закона и порядка так, словно держите речь в кругу самых уважаемых и авторитетных людей, и всегда исполняйте данные обещания, либо вовсе воздержитесь от них.
Получив поддержку божества, важно выполнить два условия:
  1. Выгодой следует делиться со всеми участниками процесса по справедливости.
  2. Обещанную долю “добычи” стоит отдать божеству.
Это можно сделать разными способами: использовать для украшения алтаря или пустить на благотворительность, угодную богу. Это могут быть любые мероприятия по восстановлению справедливости или защите несправедливо осужденных.
Если вы хотели бы установить более глубокий контакт с Тюром или любым другим божеством, проводя в жизнь его принципы, рекомендуем ознакомиться с мастер-классом Жречество Плюс, который вы можете пройти на обучающей платформе проекта Silver MA.

Древнее божество в современной культуре

Тюр был адаптирован как персонаж Marvel Comics, впервые появившийся в серии Journey into Mystery в 1962 году, а также в фильме “Тор 2: Царство Тьмы”, снятом по мотивам вселенной комиксов.
Он также является одним из значимых персонажей компьютерных игр “God of War” и “God of War: Ragnarök”.
Суровый Бог Войны упоминается в сериалах, играх, исторических и фэнтези-романах, черпающих сюжеты из скандинавской мифологии или саг о викингах. Здесь можно отметить серию книг Елизаветы Дворецкой “Корабль во фьорде”. В одном из романов этой серии Тюр самолично спускается в Мидгард, чтобы покарать конунга, запятнавшего себя предательством и ложью. За лживые клятвы, произнесенные перед лицом Однорукого Аса, разгневанный бог лишает весь народ своего покровительства и защиты. Отныне в землях бывшего конунга властвует беззаконие до тех пор, пока не появится тот, кто исправит содеянное.
История Фенрира и Тюра также нашла свое отражение, например, в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина, где ужасный волк Кархарот откусывает герою Берену руку с зажатым в ней Сильмариллом.
Автор статьи: Эрика Шторм
ОНЛАЙН-КУРС ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Системный подход, глубокое погружение в мир Таро и эзотерики, база для дальнейшего развития и практики
Курс опирается на многолетний опыт практической работы, наработки Традиции Европейского Церемониала, философские и эзотерические представления о мире Магических Орденов прошлого и современности
Прохождение курса сопровождается глубокой личностной проработкой, является толчком к продолжению саморазвития, новым этапом духовного роста и переосмысления большинства аспектов жизни
✓ полная стоимость курса
42 000 р. за 6,5 месяцев обучения
оплата по блокам — раз в 4 недели
✦ ИНТЕНСИВНОСТЬ
28 недель: 7 блоков по 4 недели
+ вебинар с ответами на вопросы каждый месяц
ОНЛАЙН
Занятия открываются каждый понедельник и четверг
Вы смотрите урок в удобное вам время
КОЛОДА ТАРО В ПОДАРОК
Перед блоком занятий по практике я пришлю вам колоду таро "9 EDGE TAROT" в подарок!
Современная Французская Школа Таро, наследует Г.О.М.у, Папюсу и Элифасу Леви
По окончании обучения в ваших руках будет универсальный, объективный и точный инструмент для разбора любых вопросов в прошлом, настоящем и будущем человека

обучение работЕ с картами таро: