Один — Бог Северной Традиции

Один (Odin, Óðinn) — это бог Северной Языческой Традиции, покровитель мудрости, магии, шаманизма, безумия, смерти и славы. Он — владыка мира мертвых, Вальгаллы, куда валькирии забирают половину славно павших воинов (вторая половина отправляется на Поля Людей к богине Фрейе).
Имя Одина стало настолько значимым, что даже одно из направлений скандинавского неоязычества назвали “Одинизмом”. Его часто называют Верховным богом германо-скандинавского пантеона, хотя это лишь отчасти верно. Скандинавские боги не выстроены в какую-либо жесткую иерархию, а принимают общие решения на тинге (совете) богов. Один выступает старейшиной (спикером) на этом совете, и другие боги уважают его за мудрость и нестандартность мышления.
Образ Одина сочетает в себе мудрость и непостижимость древнего колдовства, силу и решимость разящего без промаха сурового воина, неотвратимость и безжалостность бога смерти, который во главе дружины мертвецов проносится по землям людей холодными и темными зимними ночами. Однако для своих последователей Один также является чутким учителем, посвящающим в руны и тайны мироздания жаждущих знаний. Он прячет за густой бородой хитрую трикстерскую улыбку нарушителя границ и правил. В другой раз в его руках мерно звучит под ритмичными ударами шаманский бубен, и одноглазый знаток Сейда ведет сейдкону или сейдмандра сквозь экстатический транс путешествия в миры духов.
Дважды умерший и дважды возродившийся из мертвых бог хорошо понимает ту сторону знаний и мудрости, которая нужна в конкретный момент. Его ум и нестандартный взгляд на привычные вещи меняют правила игры и расстановку сил, поворачивая исход в нужное ему русло. Как бог шаманов, прорицателей и колдунов, он плетет сети магии-сейда, заставляя других действовать так, как ему угодно. Мистер Среда не действует по общепринятым правилам, а перешагивает через них в тот момент, когда кажется, что выхода больше нет. Покровитель искусства рун и эрилей-рунологов украшает могущественные артефакты и амулеты тайными знаками, бросая жребий судьбы на казалось бы выверенный рисунок холста-жизни. Вкусивший меда поэзии, бог скальдов и заклинателей умеет складывать слова так, что сама реальность идет вслед за ними. Владыка чертогов посмертия для славных людей, он посылает за человеческими душами крылатых воительниц-валькирий собирать печальный урожай среди лучших из лучших.
Тот, кто умеет несколькими словами примирить заклятых врагов, а вовремя оказанной услугой возвысить отчаявшегося, с той же легкостью способен посеять смертельную вражду между еще секунду назад близкими людьми и низвергнуть на самое дно незыблемые авторитеты. Тот, кто может наградить величайшей мудростью, нахмурив бровь, насылает безумие, превращая мудреца в пускающего слюни идиота. Тот, кто ведет от победы к победе и от вершины к вершине, в какой-то момент забирает все достигнутое вместе с самой жизнью. Согревающий самых одиноких добротой и вниманием, он же холодным отвержением заставляет доверившихся упасть на самое дно бездны отчаянья.
Таков Один, брат Локи, сын Бора и внук Бури, Предатель Воинов, Всеотец, Высокий, Странник, Отец Павших, Господин Воронов, Бог Рун, Отец Победы, Замаскированный, Бог Повешенных, Властелин Безумия и Тот, кто совершает зло.
Известно более 170 имён и кеннингов-прозвищ Одина. Каждое из них используется для обозначения бога, чтобы подчеркнуть тот или иной его аспект или свойство. Среди самых известных:

Имена Одина

Один (Óðinn) — “Властелин безумия”. В этом имени содержится множество смыслов, которые вкладывали в него древние скандинавы. Один лишает разума, превращая человека в неадекватное и опасное существо, но “безумием” может быть и экстатическое трансовое состояние, в котором колдун обращается к духам и творит свою ворожбу. Этот бог покровительствует оборотням и берсеркам, превращающимся в непобедимых зверей на поле боя. Под этим безумием, начисляемым Одином, понимались также творческое вдохновение поэта-скальда и готовность пожертвовать собой ради того, что тебе дорого и важно.
Валфадир (Valfaðir) — “Отец павших”. Один по праву считается богом мира мёртвых. В Вальгалле, в своих чертогах, он собирает половину умерших славных и уникальных людей (вторая половина отправляется к Фрейе по договору, заключённому между Асами и Ванами, после того как ванны штурмом взяли Асгард, что положило конец долгой войне двух божественных родов). По поверьям древних германцев и скандинавов, в самые длинные зимние ночи Один ведет по людским землям Мидгарда кавалькаду Дикой Охоты, состоящую из его мёртвой дружины. Встреча с этой страшной, несущейся галопом процессией приводит к моментальной смерти любого, кто её увидит. Легенды о Дикой Охоте Одина сохранялись и много позднее, чем была полностью христианизирована Скандинавия. Страх перед ней не могли победить ни церковные колокола, ни проповеди священников.
Альфадир (Alfǫðr) — “Отец всех”. Этот титул часто воспринимается современными язычниками как указание на его главенство или реальное родительство по отношению ко всем богам и людям. В древней же Скандинавии это слово было тождественно современному понятию “старейшина” — самый авторитетный, уважаемый и мудрый человек. Этим именем награждали тех, кому доверяли вести советы-тинги в поселениях или на собраниях ярлов. Один — старейшина тинга Асгарда. Он ведет собрания, но его голос не решающий, а равен по силе голосам других богов.
Ганглери (Gangleri) — “Странник”. Один свободно путешествует по мирам великого древа Иггдрасиль, он может незаметно встретиться с любым человеком, завести беседу или попросить о помощи-услуге. В таких случаях он называет себя Странником, Путешественником, Простым прохожим и так далее. Такая встреча может принести человеку как огромные возможности, так и стать для него и всего его рода фатальной, если Странник останется недоволен.
Хар (Hár) — “Высокий”. Еще одно имя, которое часто воспринимается как указание на Величие. Но в древней Скандинавии это слово, обращенное к человеку, скорее имело значение, аналогичное современному “дылда”. Согласно описаниям внешности Одина, он обладал ростом, выделяющимся среди остальных Асов. Обладатель такой особенности считался диковинкой (естественно, таких людей было мало, так как средний рост мужчин-скандинавов в древности составлял 180-185 см). Имя Хар в отношении бога можно трактовать как синоним слова “особенный” или “необычный”.
Храфнасс (Hrafnáss) — “Господин воронов”. Здесь для современного язычника заложено упоминание двух воронов-спутников Одина: Хугина (мыслящий) и Мунина (помнящий). Поклонники этого бога акцентируют внимание на именах этих умных птиц, связывая их с мудростью Одина, его рассудительностью и глубокими знаниями. Этот аспект присутствует, но не стоит забывать, что вороны — это самые распространенные падальщики Северной Европы.
Рунатир (Runatýr) — “Бог рун”. Эдды рассказывают о том, как Один принес себя в жертву, чтобы обрести тайные знания. В ходе этого ритуала он постиг Руны (в переводе “тайны” — буквы скандинаво-германского алфавита), которые он вырезал и овладел их магией. Он стал покровителем рун, магической работы с ними и письменного искусства, которое у скандинавов было тесно связано с магией. Сегодня Один считается главным распорядителем знаний и практик рунической магии, а также рунических гаданий.
Древний скандинав чаще всего встречал воронов на полях недавно завершившихся сражений, где они собирались большими стаями, чтобы полакомиться свежей человечиной. Порой вороны сопровождали войско заранее, предчувствуя скорый пир. Тогда вороны напоминали людям, что все смертны и из предстоящего боя вернутся не все. Встреча с вороном в других обстоятельствах или его крик считались дурной приметой. Имя Храфнасс четко указывает на то, что Один — это тот, кто посылает воронов, то есть неизбежно приносит смерть.
Сигфадир (Sigfáðir) — “Отец победы”. Тот, кто способен посылать воронов к еще живым воинам, предвещая их гибель, может даровать победу одним и смерть другим. Скандинавы прошлых эпох прекрасно осознавали, что любая победа оплачивается кровью и жертвами. Для них это было неразделимо, и Один, как бог павших и умерших, как никто, по их мнению, связан с победой выживших.
Гримнир (Grímnir) — “Замаскированный”. Многослойность ассоциаций — излюбленный прием скальдов древности. Имя Гримнир одновременно отсылает к странствиям Одина в облике простого путника и указывает на его оборотничество. Оно также намекает на то, что смерть всегда незримо присутствует рядом и готова нанести свой неотвратимый удар, забирая даже самых прославленных и сильных.
Хангагуд (Hangaguð) — “Бог повешенных”. Это имя напоминает о том, как Один принес себя в жертву ради познания тайн мира, пронзив себя своим копьем и повиснув на мировом древе Иггдрасиль вверх ногами на девять дней и ночей. Имя Хангагуд также указывает на древние обряды принесения человеческих жертв Одину: людей вешали на ветвях дуба или ясеня, совершая ритуальные танцы вокруг “украшенного” дерева, пока те долго умирали. Другим способом принесения кровавой жертвы Одину было связывание человека в позе “как бы висящего” с опорой на всего несколько точек, после чего жертву подвергали изощренным пыткам, продолжавшимся часами. В современном культе Одина у адекватных неоязычников строго запрещены любые кровавые жертвоприношения, даже животных. Бог больше не требует для себя таких подношений.
Среда (Óðinsdagr) — “День недели Среда”. День в середине недели считался днем Одина. До сих пор в английском языке это слово сохраняется как “Wednesday”, происходящее от “Woden's Day” (день Вотана/Одина). История умалчивает, почему именно этот день стал днем Одина. Некоторые указывают на латинскую традицию называть его днем Меркурия (dies Mercurii), намекая, что Меркурий-Психопомп (проводник душ в мир мертвых) у германо-скандинавских народов был заменен Одином, забирающим души мертвых. Эта версия имеет право на существование, так как упоминаний среды как Дня Одина в источниках до прихода римских традиций к германцам не встречается. Эпитет “Господин Среда” использовал Нил Гейман в своем романе “Американские боги”, который вместе с одноименным сериалом стал ярким культурным явлением начала XXI века.
Бёльверкр (Bölverkr) — “Тот, кто совершает зло”. Кажущийся странным современному неоязычнику эпитет для “верховного бога” был абсолютно естественен скандинавам древности, так как указывал на магические практики, которым покровительствовал Один. В Скандинавии той эпохи люди чаще всего сталкивались с вредоносной формой магии, совершаемой колдунами и ведьмами. Одновременно с этим, как бог смерти на поле боя, Один действительно был источником зла для многих семей, забирая лучших из их родных и близких. Используя это именование, скальды напоминали о неоднозначных поступках Одина, описанных в мифах и легендах, где он часто не действовал благородно, а добивался своих целей хитростью, бил в спину, нарушал клятвы и предавал.
Братья: Вили и Ве — братья Одина, с которыми, по легенде, он участвовал в создании мира, убив первосущество — великана Юмира, и использовав его тело для создания различных частей вселенной.
Родители: Один — сын великана Борра (основателя рода богов-асов) и великанши Бестлы. Такое происхождение указывает на то, что скандинавы не видели в Асах и Великанах (их также называют Турсами, Йотунами, Природными духами, Силами природы) разные расы, а скорее воспринимали их как разные племена одного и того же народа.

Родственные связи Одина

Дядя: Мимир — брат великанши Бестлы (матери Одина), сын йотуна Болторна. Мудрейший и самый знающий из асов, он был отдан в заложники ванам после поражения Асов в войне с ними. Из-за раскрытого обмана со стороны Одина Мимир был казнён разгневанными Ванами, а его голову отправили племяннику. С тех пор Один всегда носит её с собой и советуется с черепом своего дяди.
Побратим: Локи — йотун, бог огня, хитрости и нарушения границ. Для древних скандинавов акт побратимства был священен: побратимы получали не только статус, но и отношения, как между братьями по крови. Таким образом, Один и Локи являются полноценными братьями, и их взаимоотношения в легендах воспринимались именно так.
Дети: Один имеет множество детей, самыми известными из которых являются:
Жена: Фригг — дочь великанши Фьёргюн (Йорд — богини земли) и йотуна Фьёргюнна (бога горных лесов). Фригг — богиня мудрости, прорицания и женского колдовства. Судя по её происхождению, асинья Фригг является великаншей-йотуншей.
Тор — старший сын Одина и его тещи — богини земли великанши Фьёргюн (Йорд). Бог грома, оборонительных войн и кузнечного дела.
Бальдр — сын Одина и Фригг. Бог красоты, весны и солнца.
Видар — сын Одина и Великанши Грид. Бог мести и воздаяния.
Вали — сын Одина и великанши Ринд, Бог мести и охоты за преступниками.
Хёд — сын Одина и Фригг, слепой бог рока и неотвратимости.
Браги — сын Одина, мать неизвестна. Бог красноречия и поэзии.
Хермод — сын Одина, мать неизвестна.
Как видно, лишь двое из всех детей Одина рождены его женой Фригг. Остальные дети появились на свет от разных матерей-великанш, включая мать Фригг (тёщу Одина).
Странник-Колдун — могущественный покровитель и учитель магии. Он выходит за пределы познанного, готов приносить большие жертвы ради знаний и овладения магическим искусством. Владея как рунами, так и экстатическими шаманскими ритуалами, в этой роли Один скрывает своё могущество и может общаться с обычными людьми почти на равных. Он — наставник колдунов и ведьм, трикстер и нарушитель правил и границ. Один в этой ипостаси обманщик и плут, а его ироничный прищур и загадочная улыбка из-под синего капюшона предвещают встречи с неизведанным и испытания, которые необходимо пройти ради знаний.
Один обладает тремя яркими образами, с которыми сталкиваются его последователи.

Три личности Одина

Мудрец-Всеотец — старейшина Тинга Богов. В этой ипостаси Один величествен и справедлив. Он умело трактует традиции в соответствии с текущими обстоятельствами, примиряет спорщиков и находит решения, которые удовлетворяют всех. Один — искусный и красноречивый переговорщик и мастер манипуляций.
Бог Смерти — тот, кто насылает смерть и забирает лучших в свои чертоги. Это беспощадное божество, всегда присутствующее среди живых и готовое в любой момент растоптать их планы и надежды простым и окончательным способом — смертью. Именно он пирует со своими мертвецами в чертогах Вальгаллы, а затем зимними ночами ведёт их за собой в Дикой Охоте. Он ценит славу и красоту последнего подвига.

Культ Одина

В древности культ этого бога был достаточно жесток и может поразить современного человека своими деталями.
Не стоит забывать, что это лишь лики божества. С каким бы из них ни встретился человек, он взаимодействует с цельной личностью, объединяющей в себе все эти части и образы.
Он содержал в себе практику жертвоприношений как животных, так и людей. Часто человеческие жертвы подвергались жестоким пыткам во славу Одина и на его потеху. Здесь древние скандинавы проявляли всю свою садистскую изобретательность и фантазию, рассчитывая таким образом завоевать расположение грозного бога смерти. В безнадежном бою, жертвуя собой ради победы или спасения своих боевых братьев, скандинавский воин с громким криком обращался к Одину, прося дать больше сил на последний подвиг, а затем забрать его к себе, в мир храбрых. Современный миф о том, что все древние скандинавы стремились как можно быстрее попасть в Вальгаллу — это заблуждение. Прежде всего, они хотели вернуться домой к родным и близким с богатой добычей, а не погибнуть в бою. В этом им помогал бог Фрейр. Но если шансов на возвращение уже не оставалось, тогда они могли воззвать к Одину с яростным боевым криком и ринуться в безнадежную схватку.

Древний культ Одина

К элементам древнего культа Одина можно отнести ритуалы гаданий и прорицаний. Они проводились через различные трансовые практики и могли включать в себя разнообразные методы вхождения в измененное состояние сознания.
Неоязычники в современном мире не пытаются воссоздать жестокие и мрачные ритуалы, которыми пользовались древние скандинавы. И сам Один сейчас не одобряет такие формы поклонения.

Современный культ Одина

Основным методом почитания Одина является индивидуальная практика перед домашним алтарем. Здесь приносятся жертвы и подношения (чаще всего еда и напитки), проводятся трансовые медитации для лучшего восприятия ответа божества на заданные вопросы, звучат обращения и просьбы, адресованные богу.
Естественно, Одина славили во время похоронных ритуалов, особенно если умерший был славным бондом, воином или ярлом. Подробности конкретных ритуалов нам неизвестны. В разных регионах и у разных народов Скандинавии похороны могли включать в себя сожжение, захоронение или погружение тела в море. Как и в большинстве культур, похороны и поминки сопровождались ритуальными пирами или, по крайней мере, совместным приемом пищи.
Также практикуются групповые и массовые ритуалы на природе, где множество неоязычников проводят коллективные обращения под руководством годи — наиболее уважаемых и опытных людей.
Один приветствует составление гимнов и стихов в свою честь, если у человека есть талант к стихосложению.
Излюбленная Одином форма его славления — это поступки в обычной жизни, которые отражают его принципы и посвящены этому богу.
Основные темы для обращений и просьб к Одину как к богу:
— Мудрость, знания и помощь обучении чему-либо
— Помощь в обретении славы и известности
— Поддержка в магической работе (рунах и Сейде) и в ритуалах прорицания
— Разрешение конфликтов и споров

Символы бога Одина

Копьё Гунгнир (Gungnir — “дрожащее”)

Копьё, которое поражает цель без промаха и всегда возвращается в руки Одина. Важно отметить, что скандинавы использовали короткие копья, которые одновременно служили оружием ближнего боя и метательным снарядом. Гунгнир символизирует неотвратимость смерти и то, что Один, так или иначе, всегда добивается своего.
Вороны являются неотъемлемыми символами смерти, поскольку они — основные птицы-падальщики Северной Европы. Хугин (“мыслящий”) символизирует готовность принять смерть по собственному решению и плану. Мунин (“помнящий”) олицетворяет посмертную славу тех, кто проявил храбрость и искусность как в жизни, так и в своей смерти.

Вороны Хугин и Мунин (Huginn and Muninn — “мыслящий” и “помнящий”)

Волки Гери и Фреки (Geri and Freki — “жадный” и “прожорливый”)

Два волка, которые всегда находятся рядом с Одином. Волки — это падальщики, распространённые в Северной Европе, или, как их называют, “санитары леса”. Они пожирают трупы, а также слабых, больных и нежизнеспособных животных. Благодаря этому они ассоциировались у древних со смертью. Гери (“жадный”) олицетворяет жестокую и ненасытную природу смерти, которая всегда готова начать своё пиршество. Фреки (“прожорливый”) символизирует то, что, когда смерть приходит, она редко останавливается на одной жертве. Будь то болезнь или пролитая кровь, смерть пожирает множество людей один за другим.

Слейпнир (Sleipnir — “скользящий”)

Восьминогий конь, который может бежать быстрее ветра и перемещаться между различными мирами. Он был рожден Локи (в образе кобылицы) и подарен Одину во служение. Слейпнир символизирует способность Одина пересекать любые границы, а также способность моментально оказаться там, где начинает литься кровь.

Валькнут (Valknut — “узел павших”)

Символ, состоящий из трёх переплетённых треугольников. Он часто ассоциируется с Одином и упоминается в контексте жертвоприношений и смерти. Название этого символа — современная стилизация под древнескандинавский язык. Как его называли в прошлом, достоверно неизвестно. Из-за археологических находок, где изображения, похожие на Валькнут, соседствуют с образом Одина, переплетённые треугольники стали ассоциироваться с ним. Во второй половине XX века этот символ взяли на вооружение неоязычники Северной Языческой Традиции, и он стал олицетворять данное религиозное направление. В настоящее время Валькнут интерпретируют как символ, отражающий три божественных пантеона Северной Традиции: Асов, Ванов и Рёкков (йотунов).

Голова Мимира — череп

Это отрубленная ванами за обман со стороны Одина голова самого мудрого и всезнающего аса, отданного в заложники по договору между двумя враждующими божественными народами. Мертвую голову своего дяди Мимира бог Один всегда носит с собой и советуется с ней по самым сложным вопросам. Можно сказать, что только после гибели Мимира Один стал “мудрейшим из асов”. Некоторые считают, что Один специально подставил своего дядю.
Синий цвет напрямую связан с Одином, так как в источниках упоминается, что плащ, в который он облачен, именно такой. Синий цвет во многих культурах, в том числе у древних скандинавов, ассоциируется со смертью, поскольку встречался людям в виде трупных пятен.

Синий цвет

Плащ с капюшоном

Этот символ относится к образу Одина-странника. Глубокий капюшон частично скрывает лицо Одина, позволяя ему оставаться неузнанным.

Подвиги Одина

Наиболее известные подвиги бога Одина, описанные в легендах:

Получение мудрости

После гибели по его вине самого мудрого аса Мимира, Один жертвует одним из своих глаз, чтобы получить доступ к источнику, расположенному у корней мирового древа Иггдрасиля, и принадлежавшему его дяде. Этот источник питает мир водой глубоких знаний и мудрости. До смерти Мимира Один не имел возможности воспользоваться им. В обмен на право пить из этого источника, Один оставляет в нем глаз, связывая себя и воду источника неразрывной сакральной связью.

Обретение Рун

Один повесил сам себя на мировом древе Иггдрасиль, пронзив свое тело собственным копьем. Он провел так девять ночей без еды и питья, испытывая невыносимую боль. В процессе этой жертвы Один умер и возродился, обретя способность понимать и использовать руны, а также постиг глубокое устройство мира.

Мед поэзии

Один выкрал утерянный ранее символ союза Асов и Ванов — напиток, дарующий мистические знания и поэтический дар. Один обманул Гуттунга, владевшего этим напитком, соблазнив его дочь. Получив доступ к напитку, он превратился в орла, выпил весь мед и сумел ускользнуть от преследующего его обманутого владельца и разгневанного отца обесчещенной девы. В Асгарде Один срыгнул мед в золотую чашу. Часть меда вытекла из тела орла по пути и, упав на Мидгард, дала людям прикоснуться к скальдическому искусству поэзии.

Путь Одина

Путь Одина для современного неоязычника — это путь славы, магии и мудрости, с постоянным осознанием неизбежности смерти.
На своем пути для последователя бога-странника и обманщика Одина нет запретных тем и приемов, если они ведут к обретению знаний, навыков и славы.
Почитатель Одина, Господина Мертвых, готов жертвовать многим и многими ради достижения поставленных целей и сохранения памяти о себе среди людей и богов. Он помнит, что жизнь не продолжается вечно, а после смерти остается только слава.
Идущий путем Одина-Всеотца ищет нестандартные решения и необычные способы, которые помогут решить любую задачу и приведут к цели. Он использует все свое красноречие и умение подать как правду, так и ложь, чтобы обрести желаемое.

Принципы Одина

1. Содержание должно облекаться в форму
Внутреннее содержание бесплодно, если оно не находит отражения во внешнем. Ты есть то, что можешь показать другим, реализовать и создать. Остальное — лишь твоя иллюзия о себе.
Невозможно следовать только одному из этих путей. Путь Одина — это сочетание всех путей вместе.
2. Ты обладаешь тем, что ты применяешь
Если ты не можешь применить свою мудрость в жизни — значит, у тебя ее нет. Если ты не используешь свою силу — у тебя ее нет. Если ты не живешь свою жизнь — ты мертв.

3. Слава дарует бессмертие

Помни, что любой момент может стать последним, будь в нем славен. Если ты что-то делаешь, делай так, чтобы это осталось в памяти людей. Каков финал того, что ты делаешь сейчас? Что ты привнес в этот мир? Что о тебе будут помнить?

4. Мудрость — это не “что”, а “как”

Важно не то, что ты знаешь, а то, как ты распоряжаешься своим знанием.

Один в литературе и искусстве

Художественный путь образа Одина в европейском искусстве начался практически сразу после того, как Скандинавия отказалась от веры в древних богов.

5. Бей без промаха

Для решительного действия выбирай момент, когда сможешь поставить им точку в деле и больше не повторять его.

6. Только смерть ставит точку

Пока ты жив — еще ничего не завершено. Живой способен изменить результат, и только мертвый сделал все, что мог.

Один в литературе

Уже в итальянском народном театре комедии дель арте можно обнаружить одного из двух “джанни”-слуг-трикстеров (от английского “trick” — трюк). Это Арлекин (Эллекен — одно из имен Одина, когда он ведет Дикую Охоту). Он прикидывается добродушным простаком, скрывая свой ум и хитрость. С тех пор Арлекин и другие образы, выросшие из него, не исчезают из европейской литературы, а позже переходят в кино и музыкальные произведения.
Литературные произведения Нового времени с участием бога Одина включают: поэму “Der Wein” (1745) Фридриха фон Хагедорна, “Hymne de Wodan” (1769) Фридриха Готлиба Клопштока, стихи в “Nordens Guder” (1819) Адама Оленшлегера, четырехсерийный роман Карла Йонаса Лава Альмквиста “Свиавигамал” (1833), эссе “Герой как божество” из “О героях, почитании героев и героическом в истории” (1841) Томаса Карлейля, роман “Juvikingerne” (1918–1923) Олава Дууна, комедию “Der entfesselte Wotan” (1923) Эрнста Толлера, произведение “Herrn Wodes Ausfahrt” (1937) Ганса-Фридриха Блунка и роман Ганса-Фридриха Блунка “Sage vom Reich” (1941–1943).

Изображения Одина

В изобразительном искусстве современного периода выделяются следующие произведения: рисунок пером и чернилами “Odin byggande Sigtuna” (1812) и эскиз “Король Гюльве принимает Одина по прибытии в Швецию” (1816) Пера Хёрберга; барельеф с рогом для питья “Оденс моте с глиняной гирляндой” (1818) и колоссальный бюст Одина работы Бенгта Эрланда Фогельберга, статуи “Один” (1812/1822) и “Один” (1824/1825) Германа Эрнста Фройнда, сграффито над входом на виллу Ванфрид в Байройте (1874) Р. Крауссе, картина “Один” (около 1880) Эдварда Берн-Джонса, картина маслом “Один и Брунгильда” (1890) Конрада Дилитца, графический рисунок “Один как Вождь” (1896) Ганса Тома, картина “Один и Фенрис” (около 1900) Дороти Харди, а также бронзовый рельеф на дверях Шведского музея национальных древностей “Один” (1950) Брора Марклунда.

Классическая музыка, вдохновленная Одином или с его участием

Цикл опер “Кольцо нибелунга” (1848–1874) Рихарда Вагнера.

Комиксы

Один был адаптирован как персонаж Marvel Comics, впервые появившись в серии “Journey into Mystery” в 1962 году. Сэр Энтони Хопкинс изобразил персонажа в фильмах киновселенной Marvel: “Тор” (2011), “Тор 2: Царство тьмы” (2013) и “Тор: Рагнарёк” (2017).

Один в видеоиграх

В игре Age of Mythology от Ensemble Studios, выпущенной в 2002 году, Один является одним из трёх главных богов, которым могут поклоняться игроки, выбирающие скандинавскую расу. Один также упоминается в игре God of War от Santa Monica Studio (2018 год) и появляется в её продолжении 2022 года — God of War Ragnarök. Он оказывает значительное влияние на Assassin's Creed Valhalla от Ubisoft (2020 год), где представлен как Ису (богоподобная гуманоидная раса во вселенной Assassin's Creed) с тем же именем. Главный герой, Эйвор, которым игрок управляет на протяжении всей игры, оказывается мудрецом или человеческой реинкарнацией Одина. Один также является одним из играбельных богов в многопользовательской онлайн-игре от третьего лица Smite.
Автор статьи: Василий Сильвер
ЛУЧШИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ РАБОТЫ С РУНАМИ
— освоить гадание на рунах и руническую магию
— разобраться в значении рун
— обучиться сразу с двум мантическим методам работы с рунами
— научиться формировать ставы и писать скрипты (рунические формулы)
— понять как соотносится древнее искусство с современной реальностью
— прикоснуться к Северной Языческой Традиции
КУРС ПО РУНАМ — это 15 недель интенсивной теории, насыщенной практики и интеллектуальных действий
Этот курс для тех, кто хочет:
— 10 теоретических лекций
— 24 медитации — по одной на каждую руну
— 5 практических лекций с домашними заданиями: мантические приемы и основные методы магической работы с рунами: скрипты и ставы
— Проверка домашних заданий от опытного куратора
— Чат в Telegram с наставниками — Сильвером, куратором и всеми участниками курса
— Каждый месяц — Вебинар с Сильвером с ответами на вопросы по теории и практике (даже после окончания курса доступ остается)
— Дополнительно вы можете слушать бесплатные лекции на Ютуб, посвященные Северным богам
структура курса
✦ Бонусы курса
— возможность обрести покровителя из числа Северных богов

— знакомство с энергией каждой руны во время наших авторских медитаций
Они с нуля сформируют базу для глубокого понимания Скандинавских Рун в приложении к вашей жизни
✓ 6 недель интенсивного обучения
✓ все занятия на платформе GETCOURSE
✓ Еженедельные задания и уроки
✓ Лекционные и практические материалы
✓ Особое время для ваших вопросов и ответов ведущих каждую неделю
✓ чат В TELEGRAM вместе с нами, где можно будет задавать вопросы, прояснять непонятое и решать проблемы с практическими упражнениями
Каждый Круг обучения магии Сейда — отдельный обучающий курс
Он имеет собственную ценность даже в отрыве от всех остальных этапов погружения в Сейд.
начните свое погружение в сумрак
с магии движений
ВЫ можете Заполнить анкету для получения 60% скидки на оплату второго круга