Таким образом, имя Мирового Древа представляет собой традиционный для скандинавской поэзии кеннинг, где скакуном называли виселицу — “коня, на котором скачет осужденный”. То есть Иггдрасиль — священная виселица Одина, где он совершил самоубийство, но возродился сильнее и мудрее прежнего.
Другое имя Иггдрасиля — Лерад. Этимология этого названия пока не выяснена.
Откуда произошло название “Иггдрасиль”? Дословно это “скакун Игга”. Игг (Ужасный) — одно из имен бога Одина. Один принес себя в жертву, пригвоздив собственным копьем к стволу Иггдрасиля, чтобы получить мудрость Рун.

Что такое Иггдрасиль?

Иггдрасиль — это исполинский ясень (по другой версии — тис), корни и ветви которого пронизывают и питают все девять миров скандинавской мифологии. Это центр Вселенной, Мировое Древо в Северной Языческой Традиции.
Культура скандинаво-германских народов зародилась в Центральной Европе, где людей окружали бескрайние лесные просторы. Поэтому совершенно естественно, что центром мирового устройства стало гигантское дерево.
Схожий образ мирового древа встречается в мифологии многих индоевропейских, азиатских и сибирских народов.

Значение Иггдрасиля в современной культуре

Во второй половине XX века изображение Иггдрасиля было главным символом Северной Традиции. Сейчас чаще используется Валькнут — символ, напрямую относящийся к богу Одину. Но все-таки раскидистое мировое дерево, вписанное в рунический круг или в замысловатые плетеные узоры корней и ветвей, тоже нередко встречается на амулетах и в татуировках.
В современной культуре Мировое Древо — важнейший символ цикличности и единства всего сущего во Вселенной, духовного пути и непрерывного развития. Корни Иггдрасиля, проросшие во все миры, связывают воедино небо и землю, жизнь и смерть, дух и материю. Ветви дерева, устремленные в небеса, символизируют бесконечный духовный рост.
Это интересный вопрос, поскольку единого канона, к которому привычны современные люди, у древних язычников не существовало.
Главный источник Северной традиции — Старшая и Младшая Эдды, сборники избранных поэтических текстов и саг, записанных уже в христианские времена, — вовсе не религиозный трактат.
На территории Скандинавии соединились и переплелись между собой несколько разных пантеонов богов вместе с собственными мифами и представлениями о реальности. Устные легенды и предания, персонажи и развитие событий сильно различались от фьорда к фьорду. Каждый скальд переиначивал мифы и легенды на свой лад, каждый рассказчик говорил иначе.
Так что количество миров Иггдрасиля тоже разнилось. К примеру, Один в “Речах Гримнира” упоминает всего три: Мидгард — обитель людей, подземную страну Хельхейм и Йотунхейм — владения великанов.
Система девяти миров, вероятно, является более поздней доработкой. Как же они расположены вокруг ствола гигантского дерева?

Девять миров ясеня Иггдрасиль

Музыкальные фолк- и метал-группы, такие как Therion, Finntroll, Danheim, Wardruna и другие, вдохновились образом Иггдрасиля и его волшебных миров, выпуская целые альбомы на тему скандинавской мифологии. Многие современные художники создают величественные изображения раскидистого вечного дерева.
Так где же находится это дерево и как именно расположены вокруг него миры, описанные в Эддах?
Образ Иггдрасиля продолжает вдохновлять людей. Он так или иначе присутствует в массовой культуре: в фантастических романах Дж. Р. Р. Толкина, Роджера Желязны, Нила Геймана, комиксах Marvel и других произведениях. Также это центральная ось и источник силы в игровых сеттингах Final Fantasy, Tales of и других.
Так какую мудрость могут даровать девять мифологических миров современному человеку?
Мировое дерево Иггдрасиль — это система энергообмена между ними, обеспечивающая связь и взаимодействие.
В современном неоязычестве эти представления, разумеется, перестроились. Мидгардом, царством людей, для нас теперь является планета Земля и вся материальная плоскость, а остальные миры ушли на тонкий план. И действительно, в духовных путешествиях, в трансовых состояниях мы можем посетить Асгард или Льесальвхейм.
Но не все так просто. Если вчитаться в разные саги и похождения героев, то можно обнаружить, что в каждом из девяти миров есть Иггдрасиль. Не какая-то его часть, вроде корня или ветвей, а просто огромное дерево. Тогда, по сути, вселенная Иггдрасиля — это миры, в каждом из которых прорастает сам Иггдрасиль. А это уже сложное многомерное пространство.
С одной стороны, космогония древнего скандинава — это плоскость, в центре которой находится вертикальная ось — Мировое Дерево. Такое представление о вселенной свойственно многим народам. Условно из каждого мира можно было дойти до Иггдрасиля, а из Мидгарда герои пешком добирались до Йотунхейма или спускались в царство Хель. В сагах даже указаны примерные направления, хотя и они разнятся между собой.
Для духовного практика приобщение к энергиям Асгарда может усилить самовыражение человека как личности, его волевые стремления, а также помочь активному продвижению себя и своих достижений в социуме.
Хранителем радужного моста и привратником Асгарда является Хеймдалль.
Любопытно, что город богов по привычке располагают на небесах, но в сагах об этом ничего не сказано. Напротив, радуга — это дуга от одного края земли до другого. Получается, что город богов для древнего скандинава находился в плоскости Мидгарда. На это указывают и названия, ведь корень “гард” — это “крепость”, в отличие от корня “хейм” (страна), который мы видим в названиях всех остальных миров.
С Мидгардом его соединяет радужный мост Биврест. Другим путем попасть напрямую от нас в Асгард нельзя. Зато предполагалось, что из Мидгарда можно дойти в Ванахейм, а уже оттуда — в Асгард.
Асгард — город богов-асов. Его владыкой является Один. Это огороженная неприступной стеной крепость, в которой расположены чертоги богов и легендарная Вальхалла — дворец павших воинов.
Асгард

Верхние миры

Считается, что мир Светлых Альвов — обитель радости и веселья, музыки и песен, красоты и творческого созидания.
Правитель Льесальвхейма — Фрейр, бог плодородия и процветания.
Край Светлых Альвов. Альвы, в отличие от асов и ванов, не боги, но и не духи природы, как утверждают некоторые источники. Скорее, это просто некий вид существ иного плана.
Альвхейм или Льесальвхейм
Энергии Ванахейма предоставляют возможность развивать в своей жизни финансовую сферу, способствуют достатку, гедонизму, производству материальных ценностей и прибыли в любых формах.

Ванахейм

Основной из известных нам богов-ванов — Ньёрд, хозяин морской стихии, покровитель рыбаков и путешественников, а значит, и богатства, так как для островных жителей материальное благополучие в первую очередь было связано с морем.
Страна ванов, владеющих силой золота, богов плодородия и природы, благосклонной к человеку. Традиционно расположена к западу от Мидгарда.
Через энергии Альвхейма можно черпать вдохновение и идеи для творчества. Но специфика его энергий — чистое, высокое искусство, не связанное напрямую с заработком или славой.
Срединное огороженное пространство, в котором обитают люди. Древнему человеку для жизни была доступна сравнительно небольшая территория, которую он был в силах освоить и сохранить. Все, что “за оградой”, — чужое, незнакомое пространство, существующее по собственным законам, где человеку грозит множество опасностей, а обитатели его непонятны и потенциально враждебны.
Мидгард
Это единственный проявленный для нас на физическом плане мир, в котором мы живем, развиваемся, выражаем себя вовне.
Хранитель и защитник царства людей — бог Тор, который не позволяет чудовищам поглотить его.
Мидгард опоясывает мировой змей Ёрмунганд.

Средние миры

Для человека посещение локаций Йотунхейма связано с обращением к своей природной, “звериной” части, дикому, инстинктивному началу. Это огромный ресурс витальной энергии, импульсивных побуждений и страстей, воплощения воли наиболее естественным для человека путем.
Его обитатели — духи природы, древние стихийные силы. На границе с Мидгардом расположен Железный Лес (Ярнвид), где живет великанша Ангрбода, мать чудовищ. Особая часть Йотунхейма — Утгард; его правитель — Утгарда-Локи.
Таким образом, это невероятно опасный, хтонический, природный мир “за оградой”, где действуют иные законы и правила. Но чтобы вернуться с добычей, расширив границы познаваемого, туда все же придется выйти.
В “географии” древнего скандинава обширные земли великанов-йотунов, а также оборотней, ведьм и других опасных для человека существ расположены на востоке от Мидгарда. Туда путешествуют боги и герои саг, чтобы добыть чудесные артефакты, набраться мудрости и совершить славные подвиги, а иной раз и чтобы породниться с йотунами.

Йотунхейм (Ётунхейм)

Муспельхейм

По одному из вариантов космогонии, вселенная родилась из столкновения двух противоположных миров — Муспельхейма и Нифльхейма, энергий вечного движения и абсолютного покоя.
​​Муспельхейм для духовных практик — неиссякаемый источник энергии в нашей жизни, импульс перемен и движущей силы истинной воли. Человек способен находиться лишь на его границе, и то недолго.
По преданиям, там нет ничего, кроме рек пламени, и обитают в них огненные великаны. Владыка Муспельхейма, Сурт, охраняет границу, не позволяя неуправляемому пламени разрушить мировой порядок и пожрать все живое. Именно Сурту, согласно “Прорицанию вёльвы”, суждено начать Рагнарёк.
На юге располагается мир Огня — Изначального Хаоса.
Первого дверга, созданного асами, по преданиям, звали Модсогнир.
Подземный дом Тёмных Альвов. Обитатели его — дверги или карлики, самые искусные мастера во всем мироздании. Они славятся как кузнецы и ювелиры, создавшие множество чудесных сокровищ: молот Тора Мьёльнир, копье Одина Гунгнир, ожерелье Фрейи Брисингамен. Им же принадлежало знаменитое золото Нибелунгов.
Свартальвхейм
В Нифльхейме человек также в состоянии пребывать лишь на границе. С помощью энергий покоя и стабилизации можно работать с жесткими программами, с тем, что хочется сохранить, укрепить, “заморозить”, придав окончательную форму.
Второй изначальный мир, расположенный на севере, — пространство льда, абсолютного замирания, остановки. Там обитают инеистые великаны — хримтурсы, правнуки изначального великана Имира, первого живого существа.
Нифльхейм

Нижние миры

Приобщение к энергиям Свартальвхейма особенно важно для всех, кто творит что-то руками, поскольку искусство двергов всегда материально.
Он окружен непроходимой рекой Гьёлль, которая берет начало в источниках Нифльхейма. Вход в него охраняет чудовищный пес Гарм и великанша Модгуд. Мёртвые переходят реку по золотому мосту Гьялларбру, который звенит, если во владения Хель пытается проникнуть кто-то из живых. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма.

Хельхейм (Хель)

Энергии Хель помогают практику в работе с любыми трансформационными процессами, позволяют проработать и завершить старое, чтобы дать место новому.
Это подземное царство мертвых. Туда спускаются души тех, кто не удостоился особого посмертия в чертогах Фрейи или в Вальгалле. Хозяйка его — великанша Хель, дочь Локи и Ангрбоды, богиня смерти.
По стволу вверх-вниз снует белка Рататоск (“грызозуб”), служащая связным между корнями и кроной, передавая ругательные речи от орла к дракону, которые никогда не видели друг друга.
На его вершине гигантский орел Хресвельг (“пожиратель трупов”) размахивает крыльями, создавая ветра и разгоняя их по всему миру. На голове орла, в свою очередь, сидит ястреб Ведрфельнир (“полинявший от непогоды”). Среди ветвей дерева живут олени Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор, которые питаются листвой Иггдрасиля. В корнях дерева находится колодец, где обитает клубок змей и дракон Нидхёгг, постоянно подгрызающий корни, напоминая, что любая стабильность временна и ничего неизменного в вечности не существует.
Как и положено любому дереву, Иггдрасиль густонаселен.
Но, разумеется, мировой ясень — вовсе не метафизическое, абстрактное построение вроде каббалистического дерева Сефирот. По описаниям из Эдд, Иггдрасиль обладает всеми характеристиками настоящего живого дерева: его ствол и корни гниют, листья объедают животные, с ветвей капает роса.

Обитатели дерева Иггдрасиль

Листва мирового дерева кормит и козу Хейдрун, чье медвяное молоко пьют эйнхерии в чертогах Вальгаллы, и оленя Эйктюрнира (“дуборогого”), который стоит на ее крыше. Роса, падающая с его рогов, питает все реки.
Три корня Иггдрасиля простираются, согласно Старшей Эдде, в царство мертвых, к йотунам и к людям, или, согласно Младшей Эдде, в Асгард, в Йотунхейм и в Нифльхейм.
Под корнями дерева расположены три священных источника: Урд (“судьба”), источник Мимира (“память”), Хвергельмир (“кипящий котел”).
“Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни”. (Видение Гюльви, Младшая Эдда)

Иггдрасиль в скандинавской мифологии

“Ясень я знаю
по име­ни Иггдрасиль,
дре­во, омы­тое
вла­гою мут­ной,
ро­сы от не­го
на до­лы нис­хо­дят;
над ис­точни­ком Урд
зе­лене­ет он веч­но”. (Прорицания вёльвы, Старшая Эдда)
С упоминанием “древа предела” мы сталкиваемся в первой же песне Старшей Эдды, где провидица рассказывает богу Одину о временах начала начал, когда Иггдрасиль был семечком, еще не проросшим.

Медвяный источник великана Мимира, “в котором сокрыты знание и мудрость”, питает Мировое Древо живительным медом. Чтобы испить воды из этого источника и получить способности к прорицанию, Один отдал в залог Мимиру свой глаз.

“И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца”. (Видение Гюльви, Младшая Эдда)
Возле Урда живут три норны — Урд, Верданди и Скульд, определяющие судьбы людей и поливающие дерево из источника, продлевая ему жизнь.
Третий источник, Хвергельмир, течет через Нифльхейм, и, по преданию, из соприкосновения его замерзших вод с искрами Муспельхейма зародилось первое живое существо — праотец великанов Имир.
С Иггдрасилем связана и история о том, как бог Один принес себя в жертву, чтобы получить тайные магические знания — руны, которые впоследствии передал людям.
У Иггдрасиля также находится поле тинга асов.
“Где собираются боги или где главное их святилище?” Высокий ответил: “Оно у ясеня Иггдрасиль, там всякий день вершат боги свой суд”. (Видение Гюльви, Младшая Эдда)
Таким образом, упоминания Мирового Древа встречаются на протяжении всех особенно важных событий скандинавской мифологии. Мы знаем, что в Рагнарёк, когда весь мир, содрогнувшись, рухнет, Иггдрасиль пострадает, но устоит, чтобы дать жизнь новому порядку.
“Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых”. (Речи Высокого, Старшая Эдда)
Автор статьи: Эрика Шторм
ОНЛАЙН-КУРС ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Системный подход, глубокое погружение в мир Таро и эзотерики, база для дальнейшего развития и практики
Курс опирается на многолетний опыт практической работы, наработки Традиции Европейского Церемониала, философские и эзотерические представления о мире Магических Орденов прошлого и современности
Прохождение курса сопровождается глубокой личностной проработкой, является толчком к продолжению саморазвития, новым этапом духовного роста и переосмысления большинства аспектов жизни
✓ полная стоимость курса
42 000 р. за 6,5 месяцев обучения
оплата по блокам — раз в 4 недели
✦ ИНТЕНСИВНОСТЬ
28 недель: 7 блоков по 4 недели
+ вебинар с ответами на вопросы каждый месяц
ОНЛАЙН
Занятия открываются каждый понедельник и четверг
Вы смотрите урок в удобное вам время
КОЛОДА ТАРО В ПОДАРОК
Перед блоком занятий по практике я пришлю вам колоду таро "9 EDGE TAROT" в подарок!
Современная Французская Школа Таро, наследует Г.О.М.у, Папюсу и Элифасу Леви
По окончании обучения в ваших руках будет универсальный, объективный и точный инструмент для разбора любых вопросов в прошлом, настоящем и будущем человека

обучение работЕ с картами таро: